Навигация
Новинки
Выбираем акустическую систему
01-03-2013 Просмотров:3616 Статьи Super User

Современный рынок наполнен многочисленными предложениями. Выбор чрезвычайно широк в ценовом отношении; между собой конкурируют десятки брендов; представлены разнообразные по стилистике решения; на форумах и в специализированной прессе обсуждаются популярные наборы...
Подробнее »Выбираем усилитель
01-03-2013 Просмотров:3753 Статьи Super User

Усилитель – как много в этом слове для знатока High-End аппаратуры и как мало для человека впервые столкнувшегося лицом к лицу с проблемой его выбора. Как же много лет нас...
Подробнее »Современный рынок наполнен многочисленными предложениями. Выбор чрезвычайно широк в ценовом отношении; между собой конкурируют десятки брендов; представлены разнообразные по стилистике решения; на форумах и в специализированной прессе обсуждаются популярные наборы оборудования и готовые комплекты.
Все это, по идее, должно помогать в поиске «своей системы», которая максимально отвечает вашим требованиям. Стереофония, как метод звуковоспроизведения, существует уже более полувека; многоканальные системы домашнего кинотеатра пока имеют не столь богатую историю, и здесь возникает большинство вопросов. Один из них – как выбрать аудиосистему с учетом размеров комнаты? Понятно – чем больше помещение, тем мощнее должна быть аудиосистема, призванная эффективно озвучить помещение. Ясно также, что увеличение уровня звукового давления однозначно связано с габаритами колонок, размерами излучателей и мощностью усилителя. Разумеется, все это непосредственно влияет на цену аппаратуры.
Еще один момент: архитектурная акустика предлагает сложные теоретические и экспериментальные методы учета реальных характеристик помещений – время реверберации, резонансных мод, их спектральное и пространственное распределение… Однако на практике покупателю строгая наука не дает готовых рецептов; мало толку и от простеньких «акустических калькуляторов». Эти обстоятельства хорошо известны разработчикам домашней Hi-Fi-электроники. Поэтому они заранее закладывают усредненные параметры «жилищных условий» в технические характеристики колонок и усилителей. Означает ли это, что здесь не о чем беспокоиться? В целом можно дать положительный ответ, но чтобы не допустить принципиальных ошибок при строительстве домашнего кинотеатра, не вдаваясь в тонкости, попробуем сформулировать общие рекомендации – как выбирать акустику и усилитель (AV-ресивер) для типичных городских квартир?
Для определенности введем условную классификацию помещений по площади: 10 м2 и менее, 10–20 м2, 20–30 м2, 30–50 м2. Из аудиосистем, различающихся назначением (стерео – для музыки, мультиканальные – для кино и универсальные – для музыки и кино), составом оборудования (количество акустических систем и сабвуферов: 2.0, 5.1, 6.1, 7.2) и конструкцией (миниатюрные сателлиты, АС полочного типа и напольные колонки), выделим наиболее распространенные 5.1-комплекты. Такие системы готовы к воспроизведению форматов Dolby Digital и DTS – отраслевой стандарт, реализованный в подавляющем большинстве записей DVD-Video и BluRay.
Абстрагируясь от ценовых категорий, дизайна и жанровых предпочтений выделим четыре группы:
– сателлитные комплекты, состоящие из пяти малогабаритных АС с СЧ-динамиками 3–5 дюймов и активного сабвуфера 6–10 дюймов;
– комплекты полочной акустики, как правило, 2-полосные АС с СЧ/НЧ-динамиками 5–6 дюймов) с сабвуфером 8–10 дюймов;
– смешанные 5.0-системы с мощными фронтальными колонками (2- или 3 полосные с НЧ-динамиками до 10 дюймов) и полочными или сателлитными АС на позициях центрального канала и в тыловой зоне;
– универсальные 5.1-системы (кино/музыка) с активным сабвуфером 8–12 дюймов, мощными фронтальными колонками и полочными АС (или сателлитами) на позициях центрального канала и в тыловой зоне.
Чтобы акустика из перечисленных вариантов полноценно зазвучала, ей требуются усилители, которые в нынешний период развития Hi-Fi-индустрии «поселились» в многоканальных AV-ресиверах. При том, что в спецификациях даже на AV-ресиверы начального уровня производители не стесняются указывать мощность 100 Вт на канал, реальная ситуация не так радужна. Дело в том, что этот параметр может сильно отличаться в зависимости от методики измерений. Например, можно указать «желанные» 100 Вт при работе одного канала на нагрузку сопротивлением 4 Ом для сигнала 1 кГц с ограничением нелинейных искажений 1%. Если тот же усилитель задействовать одновременно на 5 каналов с колонками сопротивлением 8 Ом в широкой полосе частот 20–20000 Гц и с ограничением искажений на уровне 0,1%, то выходная мощность составит всего 25–30 Вт на канал… Проблема в том, что ориентироваться приходится только на официальные данные от производителя, который далеко не всегда указывает – при каких условиях получены эти цифры. Кроме того, здесь есть еще одна тонкость – все чаще в AV-ресиверах начального уровня усилители мощности выполнены на микросхемах, часто они работают в классе D (импульсный источник питания). В настоящее время достигнут большой прогресс в производстве выходных каскадов на микросборках: и мощность приличная, и частотный диапазон широкий и надежная защита работает четко. Но все же такие изделия «не любят» сложную нагрузку (акустика с сопротивлением 4 Ом) и длительную работу в тяжелых условиях – перегрев, ограничение динамики звучания, постоянные срабатывания защиты… Большей выносливостью обладают усилители, выполненные на дискретных элементах – мощных выходных транзисторах. Косвенно о качестве усилителя можно судить по крупным радиаторам охлаждения и тяжести блока питания, которому необходим могучий трансформатор, батарея конденсаторов.